Железная дорога — это не только поезда, рельсы и семафоры. Это ещё и множество загадочных приспособлений, о назначении которых обычный пассажир может только догадываться. Например, вы наверняка видели металлические планки, лежащие поперёк путей. Они выглядят так, будто их забыли убрать после ремонта.
Но нет — они там не просто так.Давайте разберёмся, зачем железнодорожники кладут эти штуки и почему без них было бы гораздо опаснее.
Казалось бы, что может быть прочнее рельс и шпал? Но на самом деле железнодорожное полотно — система очень уязвимая. Достаточно небольшого дефекта, чтобы сошёл с рельс грузовой состав или пассажирский поезд.
Особенно опасны места, где пути пересекаются с дорогами (переезды) или разветвляются (стрелочные переводы).
Если поезд проедет по такому участку с торчащей деталью (например, оторвавшейся скобой или сломанной осью), он может повредить механизмы стрелки или даже сами рельсы.
У каждого поезда есть габаритные размеры — предельные границы, за которые не должны выходить никакие части вагонов или локомотива.
Нижний габарит — это расстояние от рельсов до самой нижней точки состава.
В норме всё, что под вагоном, находится на безопасной высоте.
Но если что-то ломается (например, отваливается кожух или ось), под поездом может оказаться торчащий кусок металла. И если он зацепится за стрелку или переезд — беды не избежать.
Самый простой способ проверить, не торчит ли что-то лишнее под поездом, — планка нижнего габарита. Эту деревянную планку, покрашенную в чёрно-белую полоску, кладут между рельсов перед ответственными участками (переездами, стрелками).
Если состав проезжает нормально — планка остаётся целой. Если же что-то задевает её и ломает — значит, габарит нарушен, и поезд нужно срочно остановить. Рядом с такой планкой обычно стоит железнодорожник с рацией, готовый передать тревожный сигнал.
Но что, если поезд уже проскочил мимо планки, а опасный выступ всё ещё торчит? Тогда в дело вступает УКСПС или «Устройство контроля схода подвижного состава» — та самая массивная железка, лежащая поперёк рельсов.
Это крайняя мера защиты. Если сломанная деталь ударит в отбойный брус, он примет удар на себя, не дав повредить стрелку или переезд. Конечно, после такого поезд всё равно придётся останавливать и чинить, но главное — предотвратить катастрофу.
Свежие комментарии