Каждый знает, что такое рисунок в древнеегипетском стиле. Голова в профиль, глаза - анфас, тело - тоже прямо, а ноги снова сбоку. Скажете, что просто художники были неумелыми? Да нет. Оказывается, этому есть чёткое объяснение, уходящее корнями в древнюю религию, письменность и представления египтян о мире.
И знаете что? После этого открытия мы перестали воспринимать эти рисунки примитивными.На самом деле, принцип изображения людей в Древнем Египте подчинялся жёстким правилам - так называемому художественному канону. Он не менялся столетиями. Египетский художник не творил - он выполнял задачу по шаблону.
Голова в профиль, потому что так её проще опознать. Глаз - строго спереди, потому что так его лучше видно. Торс в анфас, чтобы показать оба плеча, а ноги в профиль отлично передают движение и опору.
Получался условный, но наглядный образ человека. Идея заключалась не в том, чтобы показать тело как оно есть, а как его лучше понять и визуально прочитать. Потому каждое изображение было не портретом, а объяснением, что изображенное может делать.
Стоит сказать, что древние египтяне не разделяли понятия искусство и письменность. Стены гробниц, храмы и саркофаги были не картинами, а рассказами. Каждое изображение - это не просто иллюстрация, а целый комикс с историей: кто изображён, что делает, какую роль играет в загробной жизни. И смысл был не в том, чтобы нарисовать красиво, а чтобы передать суть.
Нарисованные в профиль фигуры упрощают процесс отрисовывания и помогают лучше опознать действие. Особенно для богов - да-да, ведь египтяне своими рисунками отправляли послания богам.
Более того, неразумным будет сказать, что у египтян не было понятия перспективы. Просто они показывали ее иначе. Что выше - то дальше или выше по значению. А чем важнее персонаж - тем он больше. Фараон - самый большой, слуги - маленькие, враги - крошечные. Боги могут быть больше фараона или на уровне.
Такой стиль сохраняли именно для ритуальных рисунков. Хотя со временем многие египетские художники доказали, что могут рисовать и реалистично. Археологи находят очень профессиональные скульптуры и портреты - например, фаюмские портреты эпохи римского Египта.
Стоит отметить, что изображение в профиль - не только египетская черта. Шумеры, ассирийцы, микенцы тоже рисовали сцены преимущественно сбоку. Частично - из-за простоты технологии. На плоской стене удобнее изобразить профильную фигуру, чем анфас с перспективой.
Это был универсальный подход древности: не эстетика, а смысл и доступность изображения. И если смотреть на древнеегипетскую фреску как на закодированную сцену, где всё выстроено по законам ритуала, она перестаёт быть странной. Напротив, она даже начинает говорить. Просто на другом языке.
Свежие комментарии