Мы привыкли, что у транспорта лобовые стёкла наклонены вперёд. Это логично: так воздух обтекает кабину, снижая сопротивление. Но если присмотреться к некоторым локомотивам, можно заметить нечто странное: их стёкла наклонены назад, будто установлены задом наперёд! Зачем так сделали? Неужели конструкторы забыли про законы физики?
Если пролистать фото грузовых тепловозов, легко заметить, что у многих 2ТЭ10 и 2ТЭ116 лобовое стекло имеет отрицательный наклон. При этом пассажирские локомотивы всегда с классическим наклоном вперёд. Почему такая разница?
Оказывается, при проектировании этих машин аэродинамикой сознательно пренебрегли. Потому что для грузовых поездов она практически не важна.
Пассажирские поезда разгоняются до 100–200 км/ч, и сопротивление воздуха критично.
Грузовые составы редко едут быстрее 70–80 км/ч, а на многих участках — и вовсе 50 км/ч.
На таких скоростях форма кабины почти не влияет на расход топлива, поэтому инженеры сосредоточились на другом — удобстве машиниста.
Главный враг машиниста — блики
Представьте: он везёт груз 12 часов подряд, солнце светит то спереди, то сбоку, отражается в стёклах…
Чтобы не слепнуть, нужно максимально снизить блики. И тут отрицательный наклон становится гениальным решением: свет не бьёт в глаза, а уходит вверх — на потолок кабины. Снижается усталость машиниста, особенно в длительных рейсах.
Где ещё используют «перевёрнутые» стёкла?
✔ Морские и речные суда — на капитанских мостиках часто стоят стёкла с наклоном назад.
✔ Аэродромные диспетчерские — чтобы диспетчеры не ослепли от солнца.
✔ Архитектура — некоторые здания с панорамными окнами тоже используют этот приём.
Свежие комментарии