В 1980-е годы на приборных панелях европейских, а затем и советских автомобилей появился странный прибор с загадочным названием — «эконометр». Водители «Жигулей» и «Москвичей» быстро оценили эту штуковину, ведь в эпоху дефицита и дорогого бензина она помогала хоть немного сократить расходы.
Но что это за устройство?
Действительно ли оно экономило топливо или было просто игрушкой на панели?Уже из названия понятно, что прибор как-то связан с экономией. Но вопреки ожиданиям, он не уменьшал расход топлива сам по себе — он лишь показывал водителю, когда мотор начинает «жрать» бензин сверх нормы.
Фактически, эконометр учил водителей плавно разгоняться и не перегазовывать, что действительно помогало снизить расход.
Как это работало?
Если стрелка уходила в красную зону — вы давили на газ слишком сильно, и двигатель расходовал топливо неэффективно.
Если стрелка держалась в зеленой зоне — вы ехали в оптимальном режиме.
Белая зона означала холостой ход.
Первые эконометры были встроены в приборную панель, но вскоре появились отдельные модели, которые можно было купить и установить в любой карбюраторный автомобиль.
В Европе они часто напоминали миниатюрные часы.
В СССР их делали под размер штатных автомобильных часов — например, в «Жигулях» ВАЗ-2107 можно было заменить родной циферблат на эконометр.
В отличие от современных электронных систем, эконометр был полностью механическим — никакой сложной электроники, только физика!
Принцип работы:
✔ Внутри находилась трубка Бурдона (как в манометре), но работала она не на расширение, а на сжатие.
✔ Прибор соединялся со впускным коллектором и реагировал на разрежение воздуха.
✔ Чем сильнее вы давили на газ, тем меньше было разрежение — и стрелка уползала в красную зону.
drive2.ru
Плюсы такой конструкции:
✔ Дешевизна — никакой сложной электроники.
✔ Надежность — ломаться было нечему.
✔ Точность — мгновенная реакция на стиль вождения.
Опытные водители использовали эконометр не только для контроля расхода, но и для выявления неисправностей:
1. Подсос воздуха — стрелка «скакала» или не держалась в зеленой зоне.
2. Проблемы с зажиганием — нестабильные показания при разгоне.
3. Низкое давление в шинах — машина «тупела», и стрелка чаще уходила в красное.
Фактически, это был мини-диагностический прибор в одном флаконе!
Казалось бы, в эпоху бортовых компьютеров и цифровых датчиков эконометр должен был исчезнуть. Но нет!
В современных автомобилях его функцию выполняет индикатор мгновенного расхода или «эко-режим». В гибридных машинах есть аналогичные шкалы, показывающие, насколько экономно вы едете.
Что ж, теперь эконометр выглядит иначе!
Свежие комментарии